Ср, 24.04.2024, 13:31

Главная » 2011 » Март » 2 » Углеродные нанотрубки способствуют росту растений, считают ученые
Углеродные нанотрубки способствуют росту растений, считают ученые

Водорастворимая форма углеродных нанотрубок способствует росту растений за счет улучшения способности впитывать влагу, что может быть использовано для выращивания растений, а также изучения их болезней, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Nanoscale.

Согласно результатам работы группы исследователей под руководством Сабиясаки Саркара (Sabyasachi Sarkar) из Технологического института Канпура в Индии, под воздействием углеродных нанотрубок происходит увеличение в размерах всех частей растения – корней, ствола, листьев. Можно ли использовать данный метод для выращивания сельскохозяйственных растений, пока не известно, так как у ученых уже есть данные о том, что некоторые формы углеродных нанотрубок могут быть токсичны для организма.

Сам Саркар убежден, что в ходе дальнейших экспериментов ему удастся показать безопасность для человека растворимой формы углеродных нанотрубок.

В экспериментах ученые использовали методику получения углеродных волокон, описанную еще Томасом Эдисоном и подразумевающую воздействие электричества высокого напряжения на древесное или бамбуковое волокно. Полученные таким образом углеродные нанотрубки были химически обработаны таким образом, чтобы обрести растворимость в воде.

Как показали последующие эксперименты с растениями турецкого гороха, добавление нанорубок в воду, предназначенную для полива, привело к формированию побегов, заметно (в ряде случаев два раза) превышающих обычные растения по размерам.

Саркар полагает, что эффект достигается за счет облегчения транспорта воды и питательных веществ за счет встраивающихся в поры и сосуды растений нанотрубок. По мнению ученого, снабжение растворимых в воде углеродных нанотрубок флуоресцентными метками можно использовать для того, чтобы наблюдать поглощение тем или иным важным с сельскохозяйственной точки зрения видом, влаги или питательных веществ. Это поможет изучить причины различных заболеваний растений и найти способы их преодоления.

Кроме того, углеродные нанотрубки могут быть использованы в том случае, если растения необходимо выращивать в засушливых районах или с высокой соленостью почв – там, где может расти лишь ограниченное количество видов растений.

«Отчеты о повреждении живых клеток неразлагаемыми типами углеродных нанотрубок привели к появлению мифов о том, что они могут быть токсичны для человека. На самом же деле, тогда как высокочистые действительно очень жесткие углеродные нанотрубки могут механически повреждать клетки тканей организма и оставаться в организме практически неограниченное количество времени, вызывая проблемы со здоровьем, водорастворимые углеродные нанотрубки могут быть безопасны», – сказал Саркар, комментируя дальнейшие перспективы развития этой тематики для интернет-издания Chemisty World.

Пока нет голосов